


Консультация для воспитателей |
![]() |
![]() |
Информационный раздел |
консультация для педагогов
"Педагогическая диагностика детей в соответствии ФГОС ДО"
Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны. Регламентируемые документы педагогической диагностики: - Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3 - Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования – статья 3.2.3. Для начала проведем сравнительный анализ Системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы по ФГТ и педагогической диагностики ФГОС. В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т. е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. И так, что такое Педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка. Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса. Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.
Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты. Принципы диагностического обследования - принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики. - принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками) - принцип прогностичности Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников. Понятие «зона ближайшего развития» введено: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются: - наблюдение - изучения продуктов деятельности детей - несложные эксперименты -беседы Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов. Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут. Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования. Обследование дошкольников: - проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда); - обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная. - с ребенком работает один взрослый. - нельзя торопить ребенка с ответом, нужно дать возможность подумать с ответом; - обследование проводится обязательно в игровой форме; - нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику. Диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года. На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу. Реализация всех программ дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, через проведение педагогический диагностики. Рассмотрим и сравним как отражается раздел педагогической диагностики в разных образовательных программах дошкольного образования. Программа «От рождения до школы». Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования. Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Направлена на изучение: - коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т. д.) ; - игровой деятельности; -познавательной деятельности (развитие детских способностей, познавательной активности); - проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность); - художественной деятельности; - физического развития. Инструментарий — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка. Результаты могут использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.
|
Последние новости
Прокуратура информирует
- 17.07.2020
- 386
Профилактика гриппа, ОРВИ и коронавирусной инфекции
- 18.06.2020
- 435
Новые меры поддержки материнства и детства
- 03.07.2019
- 1135
Информация для посетителей
Наши группы
В данном разделе вы найдете описание наших групп, а также распорядок дня и занятий в детском саду.
Для Вас, родители!
Полезная информация для родителей, правила приёма детей в ДОУ, консультации специалистов.
Для Вас, педагоги!
Здесь вы найдете анкету для воспитателей, методические пособия и рекомендации, консультации по обучению.
Не нашли что искали?
Уважаемые родители! Если у вас возникают вопросы по работе нашего учреждения, или вы хотите записать своего ребенка в наш садик, просто позвоните нам или оставьте заявку на обратный звонок и мы проконсультируем вас в полном объеме!
(4212) 51-23-39, 52-39-88