Сведения о персональных данных, фото и видеоматериалы размещенные на сайте ДОУ, публикуются на основании согласия педагогов, законных представителей воспитанников и в соответствии с Федеральным законом РФ "О персональных данных" № 152-ФЗ от 27.07.2006 г., "Положения о защите персональных данных воспитанников, их родителей (законных представителей) образовательного учреждения" п. 3.1.4.
Главная Статьи Полезные и бесполезные книжки для дошкольников
Полезные и бесполезные книжки для дошкольников Печать E-mail

Дошкольный возраст — это период активного освоения детской литературы. В русской и мировой культуре есть огромное количество прекрасных сказок и стихов для маленьких детей, составляющих золотой фонд культуры. Эти произведения являются сокровищницей не только языка, но и переживаний, смыслов, человеческого опыта, представлений и ценностей. Все это могут и должны присвоить и освоить наши дети.

В настоящее время выпускается огромное количество самых разных изданий для детей. Детские книжки не только переполняют полки в магазинах, но и продаются на лотках, в метро, в парках. Это свидетельствует о том, что на рынке книжной продукции для детей существует достаточно жесткая конкуренция, причем, в отличие от рынка игрушек, здесь конкурируют отечественные производители (т.е. издательства), поскольку очевидно, что книжки для наших детей должны быть на русском языке (даже если это перевод с иностранного). Однако, несмотря на такое изобилие, выбрать хорошее литературное издание для детей сейчас весьма трудно. В борьбе за потребителя, стремясь сделать свой товар более привлекательным, издатели придумывают и выпускают новые формы печатной продукции для детей, где собственно литература уходит на задний план и становится фоном для какой-либо другой деятельности. В результате появляются новые «жанры» детских книг, развивающая роль которых пока что не осмыслена в педагогике и психологии. В данной статье мы попытаемся восполнить этот пробел и проанализировать новинки современной печатной продукции для детей с позиции детского психолога, а также дать некоторые советы по выбору книжек для детей.

Среди относительно новых жанров детских книг можно выделить книжки-игрушки, книжки-поделки и книжки-задачники. Остано¬вимся на их описании и психологической характеристике.


Книжки-игрушки
Книжки-игрушки представляют собой печатные издания, в которых встроена какая-либо игровая «добавка», призванная сделать книжку более развлекательной и привлекательной. Наиболее простым и распространенным вариантом такой добавки являются круглые глаза персонажей (кошечек, лягушек, собачек и др.), внутри которых крутится подвижный зрачок. При переворачивании страниц (соответственно, при изменении картинки) эти глаза меняют своего хозяина, но сами по себе, естественно, не меняются. Получаются разные звери, а иногда и люди, с одинаковыми круглыми глазами, в которых плавает один и тот же зрачок. Еще один вариант такой игровой добавки — встроенное звуковоспроизводящее устройство. Например, если нажмешь на картинку лягушонка — он начинает квакать, а на картинку утенка — крякать. Иногда в книжку встраивают какой-либо музыкальный инструмент, который может быть косвенно связан с ее содержанием. Так, к изданию «Бременских музыкантов» прилагается в запечатанном виде маленькая дудочка. Игровые добавки могут иметь самые разные варианты, но все они призывают ребенка к действию - нажимать, вращать, крутить, - словом играть. Однако к настоящей игре все эти действия не имеют отношения. В то же время для маленьких детей такие игровые добавки, безусловно, являются привлекательными - удержаться от таких манипуляций просто невозможно. Малышу хочется попробовать, что «умеет» делать книжка. Понятно, что интерес к таким пробам, а значит и к самой книжке, быстро иссякает. При этом ее литературное содержание уже не важно. Конечно, картинки совершенно необходимы для любой детской книжки. Картинка для ребенка — это не просто иллюстрация, это средство проживания и присвоения текста. Но для этого картинка должна быть просто картинкой, а не предметом для манипуляций. А если иллюстрация призывает к действиям и уводит внимание ребенка от текста, это значит, что книжка уже не является книжкой, так и не став игрушкой.


Книжки-поделки
Книжки-поделки — это своего рода сочетание литературы с продуктивной деятельностью. Это может быть рисование, раскрашивание, аппликация, конструирование на бумаге (так называемое плоскостное конструирование) и пр. Например, по ходу чтения сказки ребенку предлагается раскрасить по образцу не закрашенные картинки или дорисовать отсутствующие детали изображений. Во многих книжках иллюстрации имеют массу белых пятен, которые дети должны восполнить, т.е. наклеить недостающие части картинок, выбрав их в соответствующих приложениях. Так, в сказке про Дюймовочку у героини отсутствует рука, кусочек платья и лицо (что само по себе выглядит, мягко говоря, странно), а в конце книжки (в приложении) представлены соответствующие детали наряду со многими другими. Соответственно, ребенку предлагается в процессе знакомства со сказкой выбрать нужные части картинок и заполнить белые пятна. Таким образом, либо знакомство с текстом происходит на основе весьма странных, незаконченных (ущербных) картинок, либо восприятие сказки подменяется аппликацией. Сама по себе аппликация (как и раскрашивание или дорисовывание картинок) - занятие вполне полезное и увлекательное для дошкольников. Но почему и зачем его нужно соединять с восприятием литературы? Видимо, по логике авторов, такое совмещение придает книжке дополнительную привлекательность и развивающее значение. На самом деле восприятие художественной литературы и занятие аппликацией (рисование или раскрашивание) — это совершенно разные и несовместимые виды деятельности. Попытка их объединения разрушает и то, и другое. Вместо того чтобы «вжиться» в содержание сказки, представить и пережить описываемые события, ребенок начинает «доделывать» книжку - сам материал подталкивает его к этому. В то же время он не может полностью погрузиться в продуктивную деятельность, поскольку это не совсем его самостоятельная поделка, а все-таки книжка. Вообще, возможность — а в данном случае необходимость - вмешательства и «доделывание» книги имеет весьма сомнительное воспитательное значение. Бережное отношение к ней, ее целостность и сохранность всегда считались одной из составляющих воспитания читателя. Здесь же ребенку предоставляется полная свобода в обращении с книгой — он может произвольно и по-своему ее разукрашивать, разрисовывать, доделывать и пр. Можно полагать, что такое вынужденное внедрение маленького читателя в материальную форму произведения убивает уважение к книге и, конечно, нарушает целостность восприятия литературы.


Книжки-задачники
Еще одним популярным жанром издательской продукции для детей являются книжки-задачники, а именно превращение художественной литературы для детей в дидактические пособия по освоению каких-либо навыков. В традиционные сказки вставляются мало связанные с их содержанием задания, которые нужно выполнить в процессе чтения. Например, по ходу знакомства с известной сказкой «Гуси-лебеди» ребенок должен сосчитать, сколько гусей летит в небе, сколько яблок растет на яблоне, сколько деревьев растет на поляне и пр. Аналогично в книжку про Красную Шапочку помещены задания по определению времени отдельных событий. Пользуясь нарисованными на каждой странице часами, ребенок должен выяснить, как долго гуляли по лесу Красная Шапочка и волк, сколько было времени, когда волк начал есть бабушку, сколько времени потребовалось охотникам для «вскрытия» волка и т.п. С точки зрения авторов этих книжек подобные задания имеют несомненный развивающий эффект, который дополняет известную сказку. Ребенок не просто знакомится со сказкой, но еще и учится определять время. Конечно, это полезное умение, но при чем здесь Красная Шапочка? Похожих заданий в детских книжках огромное множество.


Другие книжки
Конечно, книжки-раскраски и дидактические книжки для детей были всегда и в определенных количествах они нужны дошкольникам. Но в последнее время эти дополнительные элементы внедряются в литературные произведения и явно мешают восприятию текста. С точки зрения создателей подобных книжек введение специальных заданий в известную сказку сразу делает книжку развивающей. Так, сказка про репку ничего не развивает, а та же сказка, но в которой нужно измерить и сравнить рост персонажей, сразу превращается в развивающую. Такая простая житейская логика совершенно не принимает в расчет развивающее значение самой детской художественной литературы. А между тем это значение огромно. В педагогике и психологии немало трудов посвящено воспитательному значению детской литературы. Литература дает ребенку образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Герои детских сказок выступают для дошкольников как моральные эталоны, т.е. как общественно признанные носители положительных или отрицательных качеств. Следует подчеркнуть, что такие персонажи не являются образцами в обычном понимании этого слова. Дети не столько подражают сказочным героям (что, кстати, подчас невозможно сделать), сколько воображают себя ими, берут на себя их роли, как бы перевоплощаются в них. Это очень важно для становления морального сознания и моральной саморегуляции. Ребенок получает возможность предстать перед собой в образе, отличном от него самого, воплотить какие-то свои качества в поступки. Это бесконечный источник сюжетов игры, в которых присваиваются смыслы человеческих отношений и мотивы деятельности людей. Такое присвоение, как и моральное воспитание вообще, не может быть основано ни на наказаниях, ни на упражнениях, а только на формировании эмоционального отношения к нормам поведения человека. Художественная литература как раз способствует воспитанию чувств и становлению эмоционального отношения к моральным нормам. Восприятие литературы имеет огромное значение для умственного и познавательного развития ребенка. Читая книгу, вернее слушая литературный текст, дошкольник должен представлять происходящие события, включаться в них, связывать разные фрагменты произведения. Это требует работы мысли, сосредоточенности и воображения, а значит развивает все эти способности. Если при восприятии мультфильмов все это дается на экране в готовом виде, то приобщение к книге требует большой внутренней активности. Чтение (слушание) книг развивает образное мышление, будит воображение ребенка, стимулирует к осознанию событий, к собственной активности. Литература приобщает его к отечественной и мировой культуре и играет исключительно важную роль в речевом, эстетическом, личностном и познавательном развитии ребенка. Но далеко не всякая книжка может выполнять эту развивающую роль. Описанные выше варианты современных детских книжек явно не способствуют восприятию литературы. В них содержание и художественная форма текста вытесняются и подменяются другими, посторонними для литературы видами деятельности (манипулятивной, продуктивной или учебной). Такая подмена явно не способствует переживанию и пониманию содержания книжки. Под предлогом дополнительного привлекающего или развивающего эффекта ребенку предлагают осуществить какие-либо действия, уводящие его от полноценного литературного восприятия. Поэтому, выбирая книжку для детей, нужно следить за тем, чтобы она не нарушала целостности восприятия литературы, чтобы никакие дополнения не уводили ребенка от содержания произведения. Но этого, конечно, недостаточно. Необходимо оценивать и само содержание, и художественную форму текста, и оформление книжки. Все это имеет решающее значение для понимания книжки, присвоения ее содержания и в итоге для развития ребенка.


Основные рекомендации по выбору книжки для детей дошкольного возраста.
Первое — это содержание. Конечно же, оно зависит от возраста детей. Для малышей 2-3 лет большое значение имеет поэзия малых форм (фольклорная и авторская) - потешки, прибаутки, короткие стихи А. Барто, С. Маршака и др. Малышам также нужны известные народные сказки. Сказка должна быть короткой, имеющей простой, понятный малышу, но яркий сюжет. Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дает детям чувство своей осведомленности и устойчивости окружающего мира, помогает не только запоминанию, но и проживанию, присвоению. Надо сказать, что повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые классические детские сказки («Колобок», «Репка», «Теремок») построены на повторении одних и тех же фрагментов. Вспомним знаменитую песенку Колобка, которая повторяется пять раз, или бесконечные вопросы «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет» и ответы «Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка...» и т.п. В более сложных народных сказках главный герой совершает как минимум три попытки, чтобы достигнуть своей цели, либо же три сестры или три брата похожим образом испытывают свое счастье. Все эти повторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть в их художественный смысл. Несколько позже (в 4-5 лет) в жизнь дошкольника входят авторские сказки - Ш. Перро, X. Андерсена, братьев Гримм, Б. Заходера и др. При выборе конкретных книжек этих авторов важно обращать внимание не только на оформление, но и на качество текста (т.е. перевода). Дело в том, что многие известные детские сказки изложены совсем не детским языком. Они изобилуют причастными и деепричастными оборотами, словами, понятными только взрослым, слишком сложными синтаксическими конструкциями. Все это затрудняет понимание, а значит делает чтение скучным. Приходится по ходу чтения разъяснять непонятные слова или упрощать слишком взрослый текст. Изложение сказки должно быть увлекательным и совершенно доступным детям, т.е. иметь простую лексику, короткие предложения, явную интригу (тайну, загадку, которая разрешается в конце). И, конечно же, каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка вовсе не надоедает дошкольнику, напротив, она становится все более любимой и своей. Ребенок снова и снова проживает и переживает уже знакомые события и не перестает волноваться за судьбу главных героев, бояться злодеев и радоваться счастливому концу. Все это помогает усвоить культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше осознать свое Я. Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя ее главным героем, требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. Итак, в сказках главное — понимание их смысла, проникновение в их содержание. Дошкольникам важно читать также рассказы познавательного содержания - о животных, явлениях природы, разных приключениях и пр. Однако при этом следует учитывать возрастные особенности дошкольников — их потребности и возможности. Это возраст высокой познавательной активности, его иногда называют «возрастом вопросов» или «возрастом почемучек». Вопросы 4—5-летнего ребенка поражают взрослого своей неожиданностью. Детей этого возраста интересует все: почему медведи не носят бусы и брошки, почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба, из чего делают бумагу, кто в черешни косточки положил и пр. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Ответить на эти вопросы и поддержать познавательную активность детей могут помочь книжки. При этом нужно помнить, что в дошкольном возрасте дети (даже современные) познают мир в основном наглядно-образным путем. Они строят образы на основе своего опыта, связывают их и создают свою картину мира. Поэтому им вовсе не обязательно давать научные понятия и естественно-научные обоснования устройства мира. Не стоит также перегружать детей анатомическими и физиологическими подробностями организма человека или животных (как это делается в некоторых современных изданиях). Достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают. Их интересуют сведения о том, какие бывают звери и птицы, где они живут, что едят, какие у них бывают родственные отношения и пр. Именно эту информацию могут дать познавательные книжки. Здесь опять же важны доступность и простота изложения познавательного материала. И, конечно же, представить и усвоить все это помогают картинки. Книжки для дошкольников обязательно должны быть с картинками. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают проникнуть в содержание текста и понять его. Кроме того, они (в отличие от мультиков) позволяют «остановить мгновенье», еще и еще раз вернуться к любимому эпизоду и самостоятельно вспомнить, «про что было в книжке». Картинка в детской книжке — это не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания и присвоения текста. Поэтому, выбирая книжку для ребенка, нужно обязательно оценить качество иллюстраций. Они должны быть большими, реалистичными, узнаваемыми ив то же время условными. Это не должны быть фотографии или натуралистические изображения, но именно картинки, передающие целостный образ персонажа или события. Важно, чтобы картинки располагались в нужном месте. Дети как бы читают содержание текста по картинкам, изображение является для них зрительной опорой для восприятия и понимания происходящего. Поэтому картинки должны быть расположены рядом с тем текстом, который они иллюстрируют. Естественно, выбирая книжку в магазине, довольно трудно (а иногда и невозможно) детально проанализировать разные аспекты книжки и учесть все рекомендации. Для облегчения выбора нужной книжки в Московском центре психолого-педагогической экспертизы игрушек проводится оценка детской печатной продукции по всем показателям, описанным выше. Книжки, отвечающие всем требованиям, получают специальный знак «Детские психологи рекомендуют». Мы надеемся, что этот знак станет ориентиром в море печатной продукции для детей и поможет взрослым выбирать действительно хорошие книжки.

подготовил: психолог ДОУ №206 Шелковая Е.А.

 

Дополнительно: